Фальсификаты заполонили российские регионы

9 Декабря 2019

Центр изучения региональных проблем (ЦИРП) подготовил Рейтинг федеральных округов- 2019 по степени проникновения фальсифицированной продукции (производилось и продавалось в магазинах и розничных сетях).

При подготовке учитывались статданные Росстандарта, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, результаты экспертиз потребительского рынка от общественных организаций (Союзмолоко, Союз защиты прав потребителей, Росконтроль и др.).

Анализировались данные по фальсификации рынков пищевой продукции (молочная и мясная продукция, алкоголь), строительных материалов (цемент), топлива (дизель, бензин) и лекарственных средств.

Рейтинг округов по выявленному фальсификату

(по степени проникновения и объемам фальсифицированной продукции, вверху наиболее «фальсифицированные регионы»)

 Округа РФСводный индекс 
1Сибирский федеральный округ17,9
2Южный федеральный округ9,8
3Центральный федеральный округ9,3
4Уральский федеральный округ8,3
5Северо-Западный федеральный округ7,4
6Северо-Кавказский федеральный округ6,9
7Дальневосточный федеральный округ6,3
8Приволжский федеральный округ5,6


Топливо. За последние годы доля фальсифицированного и суррогатного топлива на рынке сократилась с 20 % в 2015 году до 9 % в 2018 году. Данные проверок в I – III кварталах 2019 г. также указывают на сокращение доли фальсификата. Наиболее остро выглядит ситуация в Сибирском федеральном округе. Из 12 субъектов в половине выявлено более 20% суррогатного топлива. По три субъекта в Центральном (Владимирская, Рязанская, Костромская области) и Дальневосточном округах (Еврейская АО, Хабаровский край и Сахалин), где доля фальсифицированного топлива превысила 20%. Причина появления «паленой» продукции – кражи и криминальные врезки в нефтепродуктопроводы, незаконная работа криминальных мини-НПЗ.

Особенно критично выглядит ситуация с зимней соляркой — до 25% подделок. Лидер – Дальневосточный федеральный округ. Основные производители фальсификата — базы нефтепродуктообеспечения и малые НПЗ. Риск нарваться на «паленый» дизель — есть на каждой одиннадцатой АЗС региона. Получают суррогат, смешивая низкокачественные продукты нефтепереработки с мини-НПЗ с краденным авиационным керосином. Во всех случаях фальсифицированное топливо реализовалось на несетевых заправках.

Такое топливо вредно из-за большого содержание серы и низких смазывающих свойств. Из-за серы забивается топливный насос, разрушается двигатель вплоть до взрыва.

Алкоголь. Доля фальсифицированного алкоголя за последние три года официально сократилась. В стране за январь-сентябрь 2019 года изъято из оборота 2955 партий спиртосодержащей продукции объемом 36 тонн. Для сравнения с декабря 2016 года по декабрь 2018 года было изъято 659 тыс тонн фальсификата. Это официальные данные Роспотребнадзора. При этом, по данным МВД и Росалкогольрегулирования, только за последний месяц из продажи или прямо с заводов изготовителей изъяты сотни тысяч литров «паленой» продукции. Регионы-лидеры по контрафакту Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, в частности, Ставропольский и Краснодарский крайКабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия.

Распространенные способы подделки – использование более дешевого сырья. Например, бренди и «коньяки» по правилам производятся исключительно из винного сырья. Фальсификаторы же готовят коньяки, используя зерновой спирт, который в 3-4 раза дешевле винного. Также подделывают шампанское, используя дешевые виноматериалы и смешивая их с углекислотой. Фальшивые водки готовят, бодяжа дешевые пищевые или технические спирты с водой и наклеивая этикетки известных брендов.

Стройматериалы. За год в 4 раза уменьшился выявленный объем некачественных стройматериалов. В 2018 году из 130 поставщиков цемента 48% допустили нарушения по «вещественному составу», прочностным свойствам, отсутствию сертификационных документов и др. А за 3 квартала 2019 года после проверок 365 организаций зафиксировано 12% нарушений качества продукции. Лидером по фальсификату является Сибирский ФО. Среди конкретных регионов — Новосибирская и Омская области, Алтайский край, Хакасия.

Подделывают цемент, добавляя в него шлаки и золы, нередко с повышенной радиоактивностью. Результат — трагедии с обрушениями, постоянное нахождение людей в опасных для здоровья зданиях с высоким радиационным фоном, превышением тяжелых металлов и токсичных элементов.

Молочная продукция. По данным за 2018 год и I квартала 2019 года, примерно каждый пятый молочный продукт на прилавке не соответствует заявленному качеству. В 2018 году их доля составляла 21,6%, за три квартала 2019 года – около 25% молочной продукции не соответствуют ГОСТам и ТУ. Основные составляющие фальсификата – малазийское пальмовое масло и зарубежные пищевые добавки низкого качества, в частности, иранского производства, содержащие тяжелые металлы. Лидеры по фальсификату СахалинАлтайский крайБурятия.

В апреле 2019 года после ряда проверок молочного рынка СибФО выявлено превышение токсичных веществ, частности, свинца. Экспертиза показала, что причина – использование пищевых добавок, импортируемых из Ирана. Как показали последние проверки Роспотребнадзора, иранский продукт продолжает использоваться в нарушение регламентных норм. При анализе выяснилось, что иранский продукт содержит повышенное содержание свинца и кадмия, при этом свинца почти в 8 раз больше, чем допускается европейскими нормативами, и в 1,5 раза больше по нормативам Таможенного союза. На конец 2019 года, по данным Роспотребнадзора, доля поставок фальсификата молочной продукции в соцучреждения России — больницы, школы, детсады за 2019 год достигла 36,9%!

Похожая ситуация с пальмовым маслом. Российский рынок заполнен маслом самого низкого – «технического» качества с т.н. глицидиловыми эфирами. По данным Росреестра за 2018 год, количество ввезенного пальмового масла выросло на 9% (с 960 тыс. т до 1,060 млн т.) и в 2019 продолжает расти. Экспертиза образцов с пальмовым маслом показала превышение опасных для здоровья канцерогенов в 4 — 10 раз.

Мясо. Примерно четверть мясной продукции на российском рынке – фальсификат. Среди основных регионов — фальсификаторов – Забайкайкальский край – 42% фальсификата, Тверская область – 38,3%, Свердловская область – 22%, Ивановская и Костромская области – 17%. В более дорогое мясо говядины фальсификаторы добавляют дешевое сырье – мясо свинины, птицы или обрезь, растительные жиры и опасные пищевые добавки.

Динамика выявления фальшивых лекарств за последние три года выросла. Если с 2013 до 2017 года количество изъятых Росздравнадзором торговых наименований и серий контрафакта уменьшалось с 48 до 17 соответственно, то в 2018 году снова выросло до 28 серий. А за три квартала 2019 года уже было выявлено 24 серии 13 торговых наименований.

Способы фальсификации разные. Самый распространенный — использование нейтральных веществ вместо активных ингредиентов (мела, муки, крахмала или сахара). Или — изготовление фальшивок, где вместо дорогих и эффективных ингредиентов используют менее действенные дешевые аналоги. Другой вариант – искусственное занижение дозировки действующих веществ. Среди наиболее известных массовому покупателю лекарств, которые подделывают чаще всего – арбидол, анальгин, аспаркам, АЦЦ, антикоагулянты для сердечников варфарин и гепарин, ноотропил, клотримазол, простамол, парацетамол, фастум гель и другие. Список популярных фальсификатов насчитывает более 150 наименований. Лидер по поставкам фальшивых лекарств – Центральный ФО.

В большинстве за последние три года статистика фальсификата в стране последовательно снижается. Не в последнюю очередь за счет внедрения обязательной маркировки. Это касается стройматериалов, алкоголя, лекарств. В 2020-21 годах под эту программу полностью попадут мясная и молочная продукция. Но сказать, что маркировка полностью спасает от подделок, нельзя. По мнению экспертов, инструмент маркировки работает неэффективно из-за того, что основной мотивацией его введения стали причины фискального характера, а не защита потребителя. При таком подходе возможны рецидивы, что мы и наблюдаем, в частности, на примере рынка лекарственных средств.