главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
Новости регионов

19.05.2020

Названы профессии, где зарплаты выросли в период пандемии

С самого начала пандемии коронавируса зарплата в некоторых сферах значительно увеличилась.

19.05.2020

В России могут вернуть прежний пенсионный возраст для выхода на пенсию

Депутаты Законодательного собрания предлагают властям вернуть прежний пенсионный возраст для пожилых россиян.

18.05.2020

На Ставрополье работники скорой помощи сообщили о невыплате надбавок

Поступило тревожное сообщение из Степновской районной больницы. Сотрудники скорой помощи пожаловались на то, что не получили объявленные президентом России выплаты за работу с коронавирусными больными.

В центре внимания

28.04.2020

Исследование потенциала изобретательской активности российских школьников

Центр изучения региональных проблем предсталяет рейтинг изобретательской активности российских школьников

28.11.2019

Инновации не только двигают экономику, но и улучшают человеческий капитал

В Калужской области губернатор Анатолий Артамонов открыл региональный инновационно-промышленный форум, который объединил около 500 представителей власти, бизнеса, компаний и разработчиков.

26.11.2019

Экономист об отмене детских выплат: власти матерей не поддерживают

«Идеология властей - брать с народа побольше налогов и раздавать их госкорпорациям и приближенным»

ПроектыПроекты

Правоприменительная практика провоцирует увеличение криминальных врезок

Правоприменительная практика провоцирует увеличение криминальных врезок
3 Сентября 2018

Государственная компания «Транснефть» несет колоссальные убытки в результате врезок в магистральные трубопроводы с нефтью и дизельным топливом. Причем масштабы хищений выходят далеко за рамки стандартного «воровства», превратившись в своего рода «промышленную» отрасль.

Российский вор на выдумки хитер

В начале августа оперативники задержали группировку, воровавшую нефть в Тюменской области. Злоумышленники незаконно врезались в нефтепровод и выкачали порядка 300 тонн нефти. Преступники задействовали, сообщили правоохранители, теплоход и нефтеналивную баржу.

В этом же месяце управление ФСБ по Брянской области выявило одну из крупнейших краж нефти в новейшей российской истории. Через врезку в трубопровод «Дружба» преступники выкачали 900 т дизеля стоимостью под 50 млн рублей.

Об обнаружении врезок компании, эксплуатирующие магистральные трубопроводы с нефтью и дизельным топливом, сообщает практически каждую неделю. Так, 18 августа под Сургутом вследствие разрыва трубы от незаконной врезки произошел разлив нефти на площади 8 тыс. кв. м, часть которой попала в водоем.

Спустя неделю, 26 августа, криминальную врезку обнаружили в Кореновском районе Краснодарского края, на 90-м километре магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Тихорецк – Новороссийск-1. 

Рис 1. Несанкционированные врезки в трубопроводы РФ (2007-2017 гг)

*МН – число врезок в магистральные нефтепроводы

МНПП – число врезок в магистральные нефтепродуктопроводы

Такой спрос объясняется тем, что переработка сырой нефти требует серьезного оборудования, а дизель можно сразу отправлять на продажу. По оценке президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, объем контрафактного дизельного топлива составляет минимум 30-40%.

При этом на фоне падающей нефти, цены на топливо внутри страны растут. С 2012 года стоимость топлива выросла почти на 25%! И шанса заработать на рынке нелегального топлива интересанты не упускают.

Наиболее успешный для топливных воров рынок сбыта сложился в центральном регионе России (видно на графике 2). В Подмосковье воруют из Московского кольцевого магистрального нефтепродуктопровода, который поставляет в регион сразу три вида топлива (дизель, бензин, авиационный керосин).

Рис 2. Хищения нефтепродуктов по регионам РФ (2007-2017 гг)

По статистике за первое полугодие 2018 года понятно, что число врезок снизилось, но Московская область по-прежнему сохраняет за собой лидирующие позиции. Так, за январь-июль 2018 в Подмосковье совершено 16 несанкционированных врезок. В Ленинградской области – 10.

Рис.3. Хищения нефтепродуктов по субъектам Федерации, январь-июль 2018

Однако СМИ «рапортуют» о новых случаях едва ли не каждую неделю, при этом число наказуемых сокращается прямо пропорционально.

За последние три года в Подмосковье зафиксировано 139 фактов краж топлива. По ним возбуждено 87 уголовных дел, при этом отказано в рассмотрении почти трети от этого числа – 33. В суд направлено только 6 эпизодов, из них рассмотрено — 5, преступники привлечены к наказанию по 4 делам.

Рис. 4, Статистика наказания преступников за врезки, Московская область

Так, в Пензенской области задержали двух мужчин, которые сливали дизельное топливо из трубопровода через криминальную врезку. Один из подозреваемых заявил буквально следующее: «Ехал на рыбалку, увидел яму, стало интересно, что там находится. Посмотрел, а там труба, а на ней кран, отвернув который, почувствовал запах дизельного топлива».

И эти аргументы зачастую вполне устраивают российские суды…

Показательное Тосно

В августе 2018 судья Тосненского городского суда отпустил на свободу из зала банду «спортсменов». Семеро россиян и один гражданин Латвии были много лет широко известные дальнобойщикам и нелегальным заправщикам, как поставщики краденого топлива. Задержали группу в 2014 году. Следствие провело колоссальную работу, предъявив суду неопровержимые доказательства длительной деятельности группировки. Однако судья Дмитрий Петров вынес преступникам фактически оправдательный приговор: двоим засчитал «год за полтора» проведенные в СИЗО, а остальных и вовсе отпустил из зала суда безнаказанно. Несколько лет работы правоохранительных структур, потери сотен миллионов бюджетных рублей от судебных разбирательств и самих фактов краж оказались впустую, очередной раз отбив у следователей желание разоблачать топливных воров.

Всплывает вопрос: откуда такая доброта к преступникам?

Судя по открытым архивам уголовных дел, Дмитрий Петров не значится среди судей как добряк, который жалится над преступниками. В отношении других уголовных дел его решения довольно строги и объективны.

Догадки о неформальных договоренностях судьи и группировки нашли подтверждение в рассказе одного из питерских оперативников, участвовавших в задержании «спортсменов». «Еще в изоляторе, когда мы их арестовали, старший кричал нам – передавайте дело в суд, дальше мы сами разрулим… Я не поверил, но похоже - разрулили. Некоторые мои коллеги открыто говорят о сговоре тосненских судей с обвиняемыми и прокурором…»

Подтверждаются факты и статистикой. При том, что Ленинградская область в лидерах по численности совершаемых криминальных врезок в России, парадоксальным образом, ленинградские областные суды являются и лидерами по оправданиям преступников. Особой «мягкостью» в назначении наказаний отличается уже известный нам Тосненский городской суд.

В судах Ленинградской области в 2016-2018 гг было рассмотрено 18 дел в отношении криминальных врезок в трубопроводы (статья 158 УК). Из них 4 - в Тосненском суде, 5 - в Любытинском, 3 - в Выборгском, 2 – в Киришском. Интересно, что по статистике, все решения Тосненского горсуда не влекут реальной ответственности. Все наказания либо условные, либо по зачету «год в СИЗО за полтора колонии».

Рис. 5, Статистика рассмотрения дел о кражах нефтепродуктов в судах Ленинградской области

И наиболее вопиющая «лояльность» у Тосненского суда. Вот статистика по другим более ранним делам: решение судьи Романа Зорина по той же статье 158 ч. 4 (кража в особо крупном размере в составе группы лиц) дело №427595 – 3 года 2 месяца условно и зачет СИЗО. Решение судьи Натальи Бойковой, которая в 2016 году вела два дела по статье 158 ч. 4 (кража в особо крупном размере в составе группы лиц) дело №282703 – 3 года и 6 месяцев условно, и то же дело №427595 – 3 года условно.

Другие суды Ленинградской области, напротив, более строги. Выборгский горсуд – что ни решение то 1,8 – 2 года реального срока. Любытинский суд – более половины реальных сроков: 1,5-2 года колонии – стандартное наказание по 158 статье.

Впору задуматься, чем обусловлена такая человечность Тосненского горсуда к расхитителям госсобственности. О взаимном интересе сторон давно догадываются в прессе. Известные случаи, когда бензовозы с краденой нефтью и дизелем сопровождали на маршруте патрульные машины ГИБДД.

У главарей есть завязки в прокуратуре, полиции и судах, а жестоко наказывающего закона нет – все, что нужно, чтобы безнаказанно делать миллионы на государстве и жизнях разменных исполнителей.

Не удивительно, что при такой «крыше» топливные бароны позволяют себе рисковать многомиллионными «инвестициями» в обустройство криминальных врезок.

Ульяновские миллионеры

Более тысячи тонн нефти и примерно 2,4 тыс. тонн нефтепродуктов украла за 13 лет (2002-2015 гг.) группа нефтеврезчиков из Ульяновской области. Восемь человек сливали нефть в Ульяновской области, поставляли ее в Пензу, Татарстан и Мордовию, а деньги отмывали в Самарской области. Общий ущерб от их деятельности оценен в 73,8 млн рублей.

Началось все с того, что в декабре 2012 года Савбян Рамазанов построил автозаправочный комплекс "Арлсан" всего в 700 метрах от магистрального нефтепровода ОАО "МН Дружба" на трассе "Москва-Самара" прямо напротив села Большой Чирклей в Николаевском районе Ульяновской области, в этом селе он сам жил со своей семьей. На протяжении всего 2012 года Рамазанов оформлял на себя и своего сына Арслана земельные участки, расположенные между его заправкой и нефтепроводом. Кроме того, активно приобретались емкости для хранения нефтепродуктов и техника для их перевозки, часть которой оформлялась как раз на друзей и родственников. С помощью бурильной установки, которая была у Рамазанова, от нефтепровода, где сделали врезку, проложили гибкие трубы прямиком к местам хранения добычи, причем трубы тянулись на очень большие расстояния. Ведь если сначала нефть хранилась в емкостях на АЗК и близлежащих участках, то в 2014 году в Пензенской области были куплены две базы и арендована еще одна - и нефть рекой потекла туда.

Официально торговать нефтепродуктами и нефтью сам Рамазанов не мог, поэтому в Самарской области нашли подставных людей. Обычно это были не обремененные моральным принципами так называемые "асоциальные элементы", на чье имя зарегистрировали несколько фирм.

Разумеется, подсудимые все отрицали: по их словам, они даже не знают, как подступиться к нефтепроводу, не говоря уж об изготовлении врезки.

- Савбян Рамазанов невиновен, и мы будем добиваться оправдательного приговора, - сообщила адвокат Рамазанова Галина Додонова. - Дело строится на оперативных разработках и показаниях неких свидетелей, чьи имена засекречены. Да и странно вменять ему эпизод от 2008 года, за который уже отбыл наказание его брат.

К слову, этот эпизод суд в итоге исключил из приговора. Как и статью "Организация преступного сообщества". А потому вместо 11 лет строгого режима, которые запрашивало гособвинение, Савбян Рамазанов получил 8 лет колонии общего режима со штрафом 1,8 млн рублей. Остальные "отделались" и того легче.

У Тимура Ибраева доказанными суд посчитал лишь кражу нефти и отмывание денег, за что назначил ему 6 лет колонии общего режима. 

Гражданские иски потерпевших на 14 и 59,8 млн рублей суд оставил без рассмотрения, предоставив "Транснефти" право взыскивать ущерб с нефтеврезчиков в гражданском порядке.

С кубанским акцентом

Сейчас разворачивается очередная история в Краснодарском крае. Подземная система криминальных трубопроводов протяженностью 5,6 км проходила по окраине поселка Гирей. Криминальный отвод включал в себя четыре промежуточные станции с накопителями и компенсационным оборудованием, позволяющим отбирать нефть из магистральной трубы без перепадов давления. Для хранения похищенного топлива были закуплены на заводе две специальные емкости.

По подсчетам следователей, у «Черномортранснефти» группой было похищено почти 7600 тонн нефти, чем причинен материальный ущерб на сумму свыше 114,2 млн. руб. К доходам преступников надо добавить доход от продажи переработанной на «самоварах» нефти в бензин и дизель. Если цена нефти 3-5 тыс. руб. за тонну, то бензина − под 30-40 тыс. руб. за тонну. Преступники заработали на воровстве не меньше миллиарда.

На такие деньги можно купить очень многое, в том числе внутри правоохранительной системы.

Следователи подозревают, что дело было разбито на несколько процессов в целях выгораживания основных организаторов преступления дело. Один уже завершился, за совершение кражи в особо крупном размере в составе преступной группировки подсудимый получил два года и шесть месяцев с пребыванием в колонии общего режима и штраф в 200 тысяч рублей. Для сравнения, за кражу бутылки виски из магазина стоимостью 700 рублей суды дают два года.

Самая опасная угроза от криминальных врезок, уверены эксперты, − это сращивание преступного бизнеса с властными структурами, ведь речь идет о колоссальных суммах. Только на магистральных нефтепроводах ежегодно выявляют до 1,5 тыс. врезок. Ещё порядка тысячи врезок находят на нефтепродуктопроводах, по которым перекачивается дизель, бензин, авиационные керосин. Общие потери от нефтяного воровства эксперты оценивают в 230–250 млрд руб. в год. И это только стоимость украденной нефти. Если учесть цену произведённых из неё нелегальных дизеля и бензина, доход нефтяной мафии превышает полтриллиона рублей.

Неудивительно, что в краснодарских СМИ началась кампания по выгораживанию подозреваемого в качестве организатора преступного сообщества Александра Романенко. Сей господин в 2010 году уже был осужден на 12,6 лет за хищение нефти в особо крупных размерах. Но благодаря высокопоставленным друзьям отсидел только четыре года. Теперь же его выставляют в СМИ невинной жертвой эфэсбэшников, которые ломают свидетелям руки, заставляя их клеветать на Романенко. Адвокат подозреваемого Владимир Попов в письме на президента России договорился до того, что «Черномортранснефть» придумало историю с воровством, чтобы скрыть собственные потери сырья в трубопроводах. То есть обнаруженные емкости с нефть, трубы, бурильное оборудование, показания свидетелей –это мираж. И ведь нет никакой гарантии, что суд не станет на точку зрения адвоката Попова и не признает, что Романенко и остальные похитители нефти на 114 млн рублей ни в чем не виноваты. Шли мимо, увидели яму, в ней кран, из которого почему-то текла нефть. В Пензе прокатило, чем Краснодар хуже?

Процесс в Краснодарском крае совпал с другим примечательным событием − правительство 22 августа в очередной раз отложило согласование законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов», в котором в числе многих проблем оговорена проблема защиты магистральных труб с нефтью и нефтепродуктами. Президент Владимир Путин поручил разработать закон еще в 2016 году, а воз и ныне там. Согласно официальному объяснению утверждение законопроекта отложено потому, что спорным остался вопрос − следует ли считать магистральными трубопроводами ответвления, ведущие к единственному потребителю?

Пока чиновники решают, статистика количества криминальных врезок, объем ворованного топлива и бюджетных потерь только растет.


Возврат к списку