главная страница карта сайта написать письмо
  • О компании
  • Новости
  • Статьи
  • Проекты
  • Контакты
Новости регионов

10.07.2020

В Башкирии из-за сильной жары закрыли трассы для большегрузов

Температура воздуха в республике свыше 32 °C.

10.07.2020

В Дагестане разрешили посещать мечети, храмы и кладбища

Смягчение ограничений происходит в связи с улучшением эпидемиологической ситуации в Дагестане.

В центре внимания

28.04.2020

Исследование потенциала изобретательской активности российских школьников

Центр изучения региональных проблем предсталяет рейтинг изобретательской активности российских школьников

28.11.2019

Инновации не только двигают экономику, но и улучшают человеческий капитал

В Калужской области губернатор Анатолий Артамонов открыл региональный инновационно-промышленный форум, который объединил около 500 представителей власти, бизнеса, компаний и разработчиков.

26.11.2019

Экономист об отмене детских выплат: власти матерей не поддерживают

«Идеология властей - брать с народа побольше налогов и раздавать их госкорпорациям и приближенным»

ПроектыПроекты

Долги субъектов продолжают расти

Долги субъектов продолжают расти
13 Июля 2015

На фоне заявлений федеральных аналитиков о нарастающих угрозах дефолтов субъектов РФ регионы Уральского федерального округа продолжают, за редким исключением, наращивать объемы своего государственного долга. По оценкам финансистов, долговая нагрузка отдельных территорий уже близка к критической черте, после которой федеральный Минфин должен взять ситуацию на карандаш. Усугубляет положение дел общее замедление экономики и «негибкие социальные расходы» регионов, которые, по мнению экспертов, заставят их наращивать дефициты бюджетов, а соответственно, и объем заимствований, необходимый для покрытия разрыва между доходами и расходами. В правительстве РФ признают, что ситуация носит угрожающий характер, а премьер-министр Дмитрий Медведев обещает субъектам миллиардные бюджетные кредиты на стабилизацию ситуации.
Объем государственного долга субъектов Уральского федерального округа в 2015 году продолжил свой рост. Согласно данным Минфина РФ, на 1 июня он составил 137,7 млрд рублей, что на 8,2 млрд больше показателя начала мая. Так, госдолг Курганской области на январь составлял 7,728 млрд рублей. К десятому июня он вырос до 9,228 млрд рублей, увеличившись, таким образом, на 19,4%. Отметим, что по итогам 2014 года регион, как писала «Правда УРФО», нарастил свои долги на 59%. В итоге обязательства области составили более половины налоговых и неналоговых доходов бюджета региона.

При этом замена дорогостоящих банковских кредитов регионом в этом году не производилась. Согласно данным финансового управления области, коммерческие заимствования в общем объеме госдолга составляют 72,2% (6,661 млрд рублей). Добавим, что получить государственный кредит Зауралье сможет в 2016 году, когда наступят сроки по погашению долговых обязательств.
Тюменская область за 5 текущих месяцев нарастила государственный долг на 17,7% – с 319 млн рублей до 375,9 млн рублей. Впрочем, стоит отметить, что в 2014 году регион сократил долг на 56%. На начало 2015 года Тюменская область стала территорией с одной из самых низких долговых нагрузок в РФ. Опередили ее только Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, чей государственный долг на 01.01.2015 года равнялся нулю.
Наибольший рост в текущем году показала Челябинская область. Ее госдолг вырос с 26,85 млрд рублей до 39,2 млрд (плюс 46% относительно начала года). За предыдущий год рост госдолга составил 15%. При этом, как пояснили «Правде УРФО» в региональном министерстве финансов, Южному Уралу удалось сохранить относительно невысокую долговую нагрузку.
«На 1 июля 2015 года объем долга Челябинской области составляет 39,2 млрд рублей. Доля коммерческих кредитов составляет 50,6% в объеме госдолга или 23,9% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета», – прокомментировали в ведомстве.
В отличие от Курганской области, Южный Урал привлек из федерального бюджета два кредита на 1,244 млрд рублей по ставке 0,1% для частичного замещения рыночных заимствований. В итоге экономия бюджетных средств составила 97,6 млн рублей. Отметим, что правительству Бориса Дубровского также удалось снизить ставку по одному из ранее полученных федеральных займов и реструктуризировать другой, сократив тем самым затраты на обслуживание долгов.
Как рассказали «Правде УРФО» в министерстве финансов Челябинской области, в 2015 году регион в соответствии с методологией Минфина РФ не сможет рассчитывать на «замещение коммерческих кредитов», поскольку предоставление госзаймов осуществляется только тем субъектам, у которых предусмотрено погашение банковских кредитов в текущем периоде.
В ХМАО и ЯНАО государственный долг за прошедшие 5 месяцев фактически не изменился, составив на первое июня 14,43 млрд рублей и 35,09 млрд рублей соответственно. Соотношение госдолга и доходов округов на начало года составляло 7,7% в ХМАО и 31,7% в ЯНАО.
Серьезное снижение государственного долга среди регионов УрФО в этом году показала только Свердловская область. Согласно данным Минфина РФ, на начало года обязательства составляли 49,66 млрд рублей, а на первое июня – 40,29 млрд рублей. Таким образом, госдолг за 5 месяцев снизился на 19%. (За 2014 год объем долгов региона вырос на 47%). Как рассказали «Правде УРФО» в свердловском минфине, долговая нагрузка бюджета сейчас составляет порядка 25,9% (от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений).
«Если вести расчет по методике Минфина России, учитывая только рыночные обязательства, то показатель долговой нагрузки области – 17,6%, что существенно ниже рекомендуемого Минфином России значения (50%)», – прокомментировали в ведомстве.

Более того, региональным властям в 2015 году удалось диверсифицировать кредитный портфель – в апреле был привлечен кредит из федерального бюджета в объеме 5,15 миллиарда рублей на 3 года под ставку 0,1% годовых. За счет этих средств были погашены дорогостоящие коммерческие кредиты, благодаря чему область смогла сэкономить на обслуживании долгов.
Как отмечают представители ряда региональных министерств, госдолг необходимо рассматривать в связке с доходами и расходами бюджета. В случае возникновения разрывов заимствования являются фактически единственным выходом, поскольку не исполнить возложенные на них социальные обязательства регионы просто не могут. В свою очередь, федеральные эксперты прогнозируют дальнейший рост долгов субъектов на фоне замедления экономики в целом и, как следствие, увеличения того самого разрыва, о котором говорят представители минфинов.
Так, по словам аналитика ИХ «Финам» Антона Сороко, снижение доходов бюджетов в 2015 году – это аксиома. Эксперт отмечает, что нарастающие дефициты бюджетов будут финансироваться за счет увеличения долговой нагрузки, поэтому экономическая ситуация в субъекте будет зависеть во многом от того, как местные минфины смогут сократить расходы и издержки.
Сейчас, по оценке аналитика, почти все регионы УрФО показывают относительно «здоровый» уровень долговой нагрузки, но если текущие показатели не будут обеспечены экономическим ростом, ситуация может измениться.
«Сейчас есть регионы, где объем долгов превышает уровень доходов предыдущего года. Это, безусловно, группа риска. Однако надо рассматривать не только соотношение долга и доходов, но и как долг распределен по времени – может, основные платежи по этим кредитам наступают только в 2026 году. Тогда все не так критично. Соотношение долгов, регистрируемое в УрФО, относительно неплохое в эти непростые для регионов времена. Впрочем, уровень долга в 50% (на начало года у Курганской области 51,4%. – Прим. ред.) от доходов уже близок к критическому. В данном случае все будет зависеть от того, как будет расти экономика региона», – прокомментировал Антон Сороко.
Добавим, что описывая сложности субъектов по сокращению социальных издержек, продиктованных федеральным центром, и учитывая замедление роста прибыли компаний и доходов населения, ограничивающих сборы основных региональных налогов, аналитики Standard & Poor’s пришли к выводу, что риски дефолтов регионов РФ выросли. Причем эксперты международного рейтингового агентства утверждали, что дефолты субъектов не только возможны, но и уже имеют место быть.
Позже о рисках неплатежеспособности субъектов в части обслуживания займов говорят и представители федеральной власти. Так, в середине июня председатель Счетной палаты Татьяна Голикова заявляла о том, что накопившие долги регионы с дефицитными бюджетами требуют детальной работы, чтобы не допустить неисполнение с их стороны долговых обязательств.
Представители госвласти и аналитики отмечают еще один аспект: поскольку финальным гарантом исполнения обязательств субъектов является федерация, набирая большую долговую нагрузку, они фактически сбрасывают на нее часть ответственности. Так, по словам главного экономиста, руководителя центра макроэкономического анализа «Альфа-Банка» Наталии Орловой, краткосрочные заимствования в банках, по сути, были латентным способом сделать это, поскольку кредитные учреждения, в отличие от рынков, имеют меньшие ограничения по финансированию.
«Конечно, в этом был риск создания чрезмерной долговой нагрузки. В условиях, когда экономика замедляется, для федерального бюджета крайне важно контролировать создание рисков на уровне региональных бюджетов. При этом долги бюджетов не являются угрозой для макроэкономической стабильности», – прокомментировала Наталия Орлова.
Добавим, что на уровне федерации чиновники масштабы проблемы осознают. Так, в конце прошлой недели под председательством Дмитрия Медведева прошло совещание о мерах поддержки отдельных субъектов Российской Федерации. В своем выступлении премьер отметил необходимость эффективнее выстроить совместную работу центра и регионов в решении бюджетных вопросов. Среди мер поддержки субъектов председатель правительства подчеркнул работу по предоставлению бюджетных кредитов для замещения коммерческой задолженности.
«Сегодня порядка 60% региональных долговых обязательств – это рыночные заимствования, которые, как правило, предоставляются на не слишком длительные сроки (не все, но тем не менее) и под высокие проценты, поэтому мы приняли решение: последовательно замещаем коммерческие займы менее обременительными бюджетными кредитами. Напомню, что ставка по таким кредитам – 0,1% годовых. Из бюджета выделяются достаточно значительные средства, в этом году – порядка 310 млрд рублей. Результаты имеются: за период с января по май этого года объем регионального долга по коммерческим кредитам и ценным бумагам сократился почти на 10%. Также должна производиться реструктуризация задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам, с тем чтобы у регионов оставались средства для развития инфраструктуры, для финансирования социальных программ, для поддержки малого и среднего бизнеса. Все это влияет на приток инвестиций и расширение налогового потенциала», – заявил на совещании Дмитрий Медведев.
Премьер также добавил, что им было подписано решение по преобразованию валютной задолженности по отдельным субъектам в рублевую.
«В то же время очевидно, что в сложившейся ситуации все бюджетные расходы, абсолютно все, подчеркиваю это специально, – и федеральные, и региональные – должны быть максимально эффективными, и, конечно, нужно очень осторожно относиться к новым заимствованиям, не допуская наращивания задолженности там, где она носит уже значимый, а иногда и угрожающий характер», – резюмировал Медведев.
Источник: «Правда УРФО»


Возврат к списку